«Донья Пас» — пассажирский паром, зарегистрированный на Филиппинах, затонувший 20 декабря 1987 года после столкновения с танкером «Вектор». Что делает эту морскую катастрофу крупнейшей в мирное время?
Столкновение «Донья Пас» с танкером произошло 20 декабря 1987 г. во время следования по маршруту Таклобан – Манила с промежуточной остановкой в Катбологане. Около 22:30 паром проходил по проливу Таблас, рядом с Мариндуке. Выжившие позже сообщали, что погода была ясной, но на море было волнение. Когда большинство пассажиров уснуло, «Донья Пас» столкнулась с танкером «Вектор», который шел из Батаана в Масбате. На «Векторе» находилось 1050 м³ бензина и прочих нефтепродуктов.
При столкновении из танкера вылились и загорелись нефтепродукты. Выжившие рассказывали, что слышали удар и взрыв, который вызвал панику на пароме. Один из них, Пакито Осабель, описывал, что пламя быстро распространялось по судну и море вокруг было в огне. Другой сообщал, что пламя появилось через минуту после столкновения. На пароме не было спасательных жилетов, команда пребывала в панике, как и пассажиры, и не предпринимала попыток навести на борту какой-либо порядок. Позже выяснилось, что имевшиеся в наличии спасательные жилеты находились под замком. Пытаясь спастись, люди вынуждены были прыгать за борт, туда, где горело разлившееся топливо. «Донья Пас» затонула через два часа после столкновения, танкер «Вектор» — через четыре часа. Оба судна затонули в Табласском проливе, полном акул. Через восемь часов о случившемся стало известно властям, которые организовали поисково-спасательную операцию.
Жертвы
Только 26 выживших были извлечены из воды. Двадцать четыре из них были пассажирами с «Донья Пас», а другие двое – с танкера «Вектор», экипаж которого состоял из 13 человек. Из команды «Доньи Пас» не спасся никто. Большая часть выживших получила ожоги от горевшего топлива. Тела тысяч пассажиров так и не были найдены. Всего триста трупов выбросило на берег в течение нескольких последующих дней. Все они, по сообщениям филиппинских властей, были частично объедены акулами.
По первоначальным заявлениям, сделанным судоходной компанией «Sulpicio Lines», официально заявленное число людей на борту составляло 1553 человека: 1493 пассажира и 60 членов экипажа. По уточнённым данным в заявлении от 23 декабря 1987 г. — 1583 человека: 1525 пассажиров и 58 членов экипажа. Тем не менее, анонимные источники из «Sulpicio Lines» сообщали, что на рейс нелегально продавались дополнительные билеты по сниженной цене, и многие пассажиры не входили в официальный список. К этому добавлялось то, что часть пассажиров провозила с собой детей без оформления билетов.
Выжившие утверждали, что «Донья Пас» мог перевозить от 3000 до 4000 человек. Они указывали, что паром был перегружен, и что пассажиры располагались в коридорах и на палубе. Всего из 21 тела, поднятых на поверхность и идентифицированных как пассажиры парома, только одно принадлежало лицу, числившемуся в официальных списках, а из 24 выживших пассажиров – лишь пять. 28 декабря 1987 г. депутат Палаты представителей Филиппин Рауль Даза заявил, что по меньшей мере 2000 человек на борту «Донья Пас» не были в официальных списках. В январе 1999 г. комиссия по расследованию сделала заявление, основанное на судебных разбирательствах, что на борту парома был 4341 пассажир. За вычетом 24 выживших и с учётом 58 членов экипажа это составило 4375 погибших. Вместе с 11 погибшими членами команды танкера «Вектор» окончательное число жертв трагедии 4386 человек.
Президент Филиппин Корасон Акино назвала произошедшее «национальной трагедией». Папа Римский Иоанн Павел II, премьер-министр Японии Нобуру Такесита и королева Великобритании Елизавета II выступили с официальными соболезнованиями.
«Sulpicio Lines» сообщили, что пострадавшим будет выплачено по 20 тысяч ₱ (472$ в ценах 2011 года).
По материалам первоначального расследования, проведенного Philippine Coast Guard, главной причиной трагедии стало халатное отношение команд обоих судов к своим служебным обязанностям. Ни на «Векторе», ни на «Донье Пас» никто не следил за курсом, навигационные приборы отсутствовали, а «Вектор» вообще не имел лицензии на морские перевозки и фактически ходил нелегально. Также у него не было опытного вперёдсмотрящего. Непосредственно перед столкновением на капитанском мостике парома «Доньи Пас» находился всего один человек, остальные офицеры были в кубрике, смотрели телевизор и пили пиво. После столкновения всех охватила паника, командой не было предпринято никаких действий по тушению пожара и борьбе за спасение судна и пассажиров. По невыясненной причине ни один из кораблей не подал сигнала SOS. Возможно, радиостанции вышли из строя при ударе и взрыве, либо они и раньше не работали. Поэтому на берегу узнали о случившемся только через восемь часов, и лишь тогда началась спасательная операция. В конце концов, с «Sulpicio Lines» было снято обвинение в произошедшем.
Источник https://ru.wikipedia.org